Молитва о усопших
Молитвой за ушедших в иной
мир живые принимают святое участие в деле спасения их душ. Молясь за
них, живые подвигают Всеблагого Бога на милость к УСОПШИМ, ибо
милость эта оттого, что души умерших уже не в состоянии своими
действиями умилостивить Бога, дается им по прошению живых.
Молитвы за умерших
доставляют спасение и живым, ибо настраивают душу к небесному и
отвлекают ее от временного, суетного, наполняют памятью о смерти и
потому уклоняют от зла; дают силу воздерживаться от произвольных
грехов и придают великодушное и радостное терпение в дни скорбей,
которые ослабляются надеждой на будущее - не земное.
Молитвы за умерших
располагают души живых к исполнению заповеди Христовой - готовиться
к исходу во всякий час. Наши усопшие также молятся за нас. Особую
помощь мы получаем по молитвам почивших, которые обрели блаженство в
вечности.
Представители
протестантских деноминаций утверждают, что заупокойные молитвы
напрасны, потому что душа за гробом уже получает то, что здесь себе
приготовила и изменить ее участь нельзя. Иначе как жестокосердием
назвать это утверждение нельзя. Если забота о спасении души близкого
исчезает, как только душа переселяется в другую обитель, то где же
та христианская любовь, о которой так часто говорят протестанты?
А ведь главное основание
заупокойной молитвы именно любовь к ближнему, независимо от того,
жив он или мертв, "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него
все живы" (Евангелие от Луки, глава 20, стих 38). Конечно, трудно
рассчитывать на спасение тем, кто вел беспутный образ жизни и,
будучи крещеным христианином, жил вне Церкви и своим поведением сам
себя от нее отлучил. Молитва Церкви не сможет спасти того, кто сам
при жизни не принимал для этого вообще никаких усилий. Поэтому при
жизни необходимо самому делать то, что, как мы надеемся, другие
будут делать о нас после смерти.
По выражению святителя
Григория Великого "лучше совершать исход свободным, чем искать
свободы, оказавшие в цепях". Если человек при жизни стремился быть
добрым христианином и умер в мире с Богом, хотя был он грешником, а
только один Господь без греха, то молитва Церкви и добрые дела в
память о нем преклоняют Всемилостивого Бога к прощению грехов этой
христианской души.
В известном смысле можно
сказать, что молитва Церкви и отдельных христиан о усопшем есть
определенный результат жизни этого человека. Если о беззаконны людях
родственники молятся в первые дни после смерти, исполняя положенные
православные обычаи, то после поминания сорокового дня молитвы эти,
как правило, затухают. Память же о благе честивом христианине,
сделавшем при жизни не мало добрых дел и для Церкви и для близких
вдохновляет нас на постоянную молитву о нем вселяя надежду на спасение
души усопшего.
Источник: http://www.ritualprof.md/news/prayer.htm |