Проводы усопших
Если первый этап
традиционных русских похорон представлял собой сборы в дорогу в
загробный мир, то второй этап являлся как бы началом этой дороги.
Комплекс обрядов этого этапа (вынос тела, отпевание в храме,
похоронная процессия на кладбище, захоронение возвращение
родственников умершего в дом) многофункционален. Он включает как
исполнение христианских требований, так и серию предохранительных
магических действий, основанных на страхе перед умершим.
К первым относятся чтение и моления «на исход души». Хотя теперь в
городе чаще всего стараются в день смерти перевезти усопшего в морг,
в православных семьях, в небольших городах и деревнях, где нет
моргов, сохраняется традиция ночного бдения около покойника. В тех
случаях, когда не приглашается священник, Псалтирь или другие
священные книги читаются верующими мирянами. Зачастую даже бывает,
что ночные бдения старушек возле умерших ровесниц не сопровождаются
чтением христианских текстов, а проходят в самых обычных
воспоминаниях или беседах - "я посидела у гроба, и у меня посидят".
Поныне устойчиво сохраняется такая деталь похоронного ритуала: сразу
после смерти на полочку к иконам или на окно ставят стакан воды,
накрытый куском хлеба.
На поминальном обеде подобным образом оставляют рюмку водки,
накрытую куском хлеба, и иногда этот символический прибор ставится у
символического места покойного за столом. Наиболее типичное
объяснение этого - "душа находится до шести недель дома".
Истоки подобного обычая вероятно такие: это присущая всем древним
верованиям пищевая жертва. В данном случае, правда, трудно
определить, кому изначально - духу умершего, предкам, Богу или это
откуп от злого духа. Сейчас этот распространенный, как и другие,
элемент обряда является в большей степени средством облегчения
утраты, снятия стрессового психологического состояния близких,
поддержания убеждения, что, следуя традиции, они отдают умершему
последний долг.
Один из элементов домашнего траурного ритуала - зажжение свечей в
изголовье покойного, их прикрепляют к углам гроба, ставят в стакан
на столе, а перед иконами - лампады.
В настоящее время точные сроки выноса тела, отпевания, похорон,
согласные с церковными правилами, соблюдаются редко, и
священнослужители, совершающие заупокойные требы, обычно не
настаивают на точности. В народе же бытует мнение, что раньше
двенадцати часов и позже захода солнца выносить покойного из дому
нельзя.
Любопытно, что много народных обрядов, связанных с выносом тела,
проводами на кладбище, несут на себе отпечаток языческой
предохранительной магии.
В самой психологии картины смерти, присутствия трупа среди живых
лежит противоречие жизни и смерти, отсюда и боязнь мертвецов, как
относящихся уже к непостижимому миру.
Опасность мертвеца для живых состояла в том, что он якобы может
вернуться в дом и «увести» кого-либо из близких за собой. К мерам,
оберегающим живых следует отнести обычай выносить тело из дома
ногами вперед, стараясь не задеть за порог и косяки двери что бы
предотвратить возвращение покойника по своему следу.
Известен и такой обычай, как «замещение места» покойного. На стол
или стулья, на которых в доме стоял гроб, после выноса покойного
садятся, а потом эта мебель на некоторое время переворачивается
кверху ножками. Смысл этого обряда тот же, что и способ выноса гроба
- препятствие возвращению покойника.
В прошлом на русских похоронах, как только выносили гроб, на то
место, где он стоял, падал кто-либо из родственниц покойника или
садилась сама хозяйка дома. На севере, в Сибири, как только
покойника вынесут, на передний угол избы клали камень или полено,
или ставили квашню, чтоб не умер другой член семьи. Существовал и
такой обычай: один из родственников три раза обходил вокруг гроба с
топором в руках, держа его лезвием вперед, при последнем обходе
ударял обухом по гробу. Иногда при выносе покойника клали топор на
пороге. Археологические материалы свидетельствуют о том, что
суеверное отношение к топорам уходит в глубокую древность. У древних
славян топор являлся символом Перуна и был связан с громом и
молнией, и следовательно был амулетом, оберегом от злых, вредоносных
для человека духов. В позднейшие времена он также играл для
покойного отпугивающую роль от «нечистой» силы либо для дома от
самого покойного.
К рассматриваемой группе обычаев относится широко распространенный у
многих народов, в том числе и у славян, обычай выносить умершего не
через входную дверь, служащую живым, а через окно или специально
проделанное отверстие. Смысл его -обмануть покойника, чтобы
«запутать его след»: согласно верованиям мертвец может вернуться в
дом только известным ему при жизни путем. Но сейчас этот обычай,
особенно в городе встречается очень редко.
Издревле в славянских сельских общинах - истоке наших обрядовых
традиций - смерть носила социальный характер. Восприятие смерти
одного из членов сельского коллектива в общественном сознании
отражалось не как узкосемейное событие, а как общественно значимое,
нарушающее течение деревенской жизни, причем чем значительнее была
личность умершего, тем более широкая округа оказывалась втянутой в
орбиту обрядовых действий, направленных на нейтрализацию
смертоносной силы, исходящей от покойника, предотвращение зла,
которое он мог причинить в будущем, обеспечение' его
благорасположения и помощи.
Глубинная идейная основа этого явления, восходящая к культу предков
и его связи с аграрными культами, позднее переосмыслялась, оказалась
соотнесенной с социальной средой сельской общины. Мотивом
обеспечения благорасположения умершего являлось то, что умерший на
том свете будет встречать души людей, которые провожали его на
земле. В соответствии с нормами обычного права похороны были делом
всего сельского общества: участие в них было обязательным для всех
односельчан, проведение их контролировалось общиной.
Обряд похорон имел определенный нравственно-этический аспект. При
выносе тела умершего из дома в народе было принято громко плакать,
открыто выражая свое горе причитаниями. В них показывалась
общественная оценка жизни покойного, проявлялась его репутация. Над
гробом причитали не только близкие родственники покойного, но и
соседи. Если родственницы не плакали, соседи брали под сомнение
чувство привязанности родных к умершему. В плачах имело место
воздействие на общественное мнение в отношении живых. «Вытье»
считалось данью уважения и любви к покойнику. По числу воющих женщин
(не родственниц) можно было определить, каковы были отношения
умершего с соседями.
Еще древнерусская церковь наложила запрет на народные вопли и плачи
- «не плакать по умершим». Надгробные плачи расценивались как
проявление языческих представлений об участи души за гробом,
отсутствие у народа христианской веры в бессмертие души. Как уже
упоминалось, матери не должны были плакать по умершим детям. В
народных религиозных рассказах в наглядных образах рисовалась
скорбная участь на том свете умерших детей, оплаканных матерями:
умершие дети изображались или в отяжелевших от материнских слез
одеждах, или сидящими в болоте, или носящими в тяжелых ведрах
изливаемые матерью слезы. Однако церковный запрет в повседневной
жизни не соблюдался.
Петр I со свойственной ему страстью к администрированию издал даже
специальный указ о воспрещении плача на похоронах, который действия
не возымел.
Порядок организации и следования похоронной процессии в различных
регионах России в прошлом был в основном однотипен. Похоронное
шествие возглавлял несущий распятие или икону, обрамленную рушником.
Затем следовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за
ними - духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли
близкие родственники. Траурную процессию замыкали соседи, знакомые,
любопытные.
Интересно, что обычай нести гроб на руках сравнительно поздний. В
русских деревнях еще в прошлом веке из суеверных соображений
переносить гроб часто старались в рукавицах, на полотенцах, на
жердях, на носилках.
Того же рода и способ перевоза гроба на кладбище. В некоторых местах
старались доставить мертвеца к месту захоронения на санях, причем
даже летом. Сани потом либо сжигали, либо оставляли до сорокового
дня лежащими вверх полозьями. В этом обычае можно заметить
переплетение языческого обряда сожжения трупа вместе со средством
загробного передвижения и магического препятствия возвращению
мертвеца.
При выносе покойника из дома в прошлом производился обряд «первой
встречи», символизировавший тесную связь мертвых и живых. Он состоял
в том, что человеку, который первым встретил на пути похоронную
процессию, вручали краюху хлеба, завернутую в полотенце. Подарок
служил напоминанием, чтобы «первый встречный» помолился за умершего,
а умерший в свою очередь первым встретил на том свете принявшего
хлеб.
По дороге до храма и от храма до кладбища разбрасывали зерно для
кормления птиц, что служит еще одним подтверждением двойственного
представления о посмертном бытии души в виде ее зооморфного образа
или в виде бестелесной субстанции.
Похоронной процессии, по Церковному уставу, полагалось
останавливаться только в церкви и возле кладбища, как правило, она
останавливалась в наиболее памятных для покойного местах села, около
дома умершего соседа, на перекрестках дорог, у крестов, которые в
некоторых местностях так и назывались «покойничьими». Здесь часть
провожающих останавливалась, далее следовали преимущественно
родственники. Первоначальный смысл этого обряда, видимо, заключался
в том, чтобы спутать следы, чтобы умерший не мог вернуться к живым,
а впоследствии это истолковывалось как прощание умершего с теми
местами, с которыми была связана его жизнь.
На современных похоронах иногда выполняется запрет - обычай не
разрешает детям (сыновьям) нести гроб с телом родителей и закапывать
могилу. В прошлом запрет был обусловлен боязнью очередной жертвы в
семье, страхом перед магической способностью умершего увести за
собой в могилу кровного родственника. В настоящее время гроб чаще
несут товарищи по работе, дальние родственники.
В целом обряд несения гроба сейчас значительно видоизменился по
сравнению с прошлым. При общественно значимых похоронах известных
лиц, при большом стечении родственников, друзей, коллег покойного
гроб стараются пронести на руках там, где позволяют условия, как
можно дольше в знак уважения к памяти безвозвратно ушедшего
человека.
Состав современного траурного шествия обычно таков: вначале несут
венки, потом крышку гроба узкой частью вперед, гроб с покойником. За
гробом первыми идут родные, близкие, затем все провожающие.
Устоявшийся гражданский ритуал похорон определяет и состав
похоронного шествия с элементами, невозможными в прошлом и в
православном ритуале: траурная музыка духового оркестра, несение в
шествии портрета покойного в черной рамке, несение подушечек с
орденами и медалями, прощальные речи. Интересно отметить, что в наши
дни часто встречается причудливое смешение гражданского ритуала с
церковным. Например установление на могиле одновременно и
православного креста, и портрета умершего человека.
Источник: http://www.ritualprof.md/news/deseased.htm |